Любинский муниципальный район
Официальный сайт Администрации Любинского муниципального района Омской области

Рабочий поселок Любинский. Любинское городское поселение

Историческая справка

Любино наш край

К вопросу о происхождении названия населенного пункта. К жителям деревни Воровской, а тогда здесь насчитывалось 146 «душ мужского пола», подселили крестьян из Воронежской губернии. Новосёлам выделили участок на правом, берегу речки Воровской. Однако вскоре переселенцы заявили, что им не нравится название деревни, и на сходе, состоявшемся в феврале 1853 года, было принято постановление, в котором говорилось, что название деревни Воровской «неблаговидное», поэтому решено впредь именовать её Любина, считая «такое наименование более ободрительным, приличным для крестьян русских, добросовестных». По поручению односельчан постановление подписал грамотный переселенец Кондрат Сотников. Как гласит легенда, названа деревня в честь Любови Фёдоровны, урождённый Львовой – чей памятник поставлен на Любинском проспекте г. Омска, второй жены тогдашнего омского генерал-губернатора Г.Х. Гасфорда, учёного генерала, как именовали его местные бытописатели, который «требовал почти божеского почитания» и прославился многочисленными проектами, построил генерал-губернаторский дворец. Конечно, постановление было утверждено.

В скорее неподалёку от Любинской был образован новый участок для поселения крестьян, приехавших в Сибирь из Киевской, Черниговской и Полтавской губерний. Встал вопрос о наименовании уже существующих деревень и вновь созданной. Самая старая деревня, возникшая на месте бывшего форпоста, получила название Старожилов. Та часть, где поселились воронежские крестьяне, - Митрофановское, или по-уличному, Москали. Деревня, заселенная выходцами из Украины, была названа Софийским, или Малороссами. Уличное название – Хохлы. А в целом большое село носило название Любино.

В Москалях построили деревянную церковь, носящую имя святого Митрофания Воронежского Чудотворца. В 1854 году в Старожилах сгорела старая церковь, и на её месте возвели новую, названую в честь святой мученицы Софии и трёх е дочерей – Веры, Надежды и Любви. Позже по названию первых сел стали называть и другие населенные пункты в волости. Деревня Новолюбино, близ которой и была заложена железнодорожная станция Любинская.

Из истории образования нашего поселка.

Толчок, который получила Сибирь после открытия движения на Транссибирской магистрали, дал мощный импульс экономическому развитию региона и одновременно показал очевидную необходимость в постройке новых железных дорог для выхода сибирских товаров на российской и мировой рынки. Постоянные залежи грузов на станции Тура (возле Тюмени) Пермской железной дороги и выявившаяся во время русско-японской войны недостаточная пропускная способность железной дороги заставили подумать о постройке северной ветки от Тюмени в восточном направлении. Достаточно отметить, что пароходы с грузами шли от Тюмени до Томска целый месяц. Это не устраивало деловых людей. Только железная дорога могла сократить время и расходы на перевозки.

В 1908 году начались проектно-изыскательские работы по постройке новой ветки железной дороги. Рассматривались разные варианты: вдоль Московского тракта на Тюкалинск и дальше на Омск, через Тобольск и Тару на Омск и другие. В фондах Государственного архива Омской области сохранились материалы изысканий, расценочные ведомости на производство земляных работ. Но железная дорога прошла южнее, через низменные болотистые места. Легенда, бытующая среди местного населения, рассказывает, что, якобы, Тюкалинские купцы, которые держали в своих руках извоз, посчитали дорогу серьёзным конкурентом и дали взятку изыскателям, откупившись тремя пудами масла. Подобная легенда ходит и о деревне Красный Яр. Но это всего лишь легенды, победили экономическая целесообразность и стремление удешевить строительство. Вариант, который выбрали проектировщики, требовал минимальных затрат средств, потому что местность была ровной и однообразной, не было затяжных подъёмов, больших водных преград, но объём земляных работ оказался всё-таки велик.

Так на 52-м километре от Омска будущей железной дороги была заложена станция, которой дали название по имени волости – Любинская. Неподалёку стояло несколько избёнок деревни Новолюбино, возникшей в 1910 году на месте заимок крестьян села Любино-Малороссы, арендовавших землю, хутора немецких колонистов. На месте будущей станции находилось огромное болото, заросшее камышами, берёзовые колки.

От будущей станции до деревни Ядринцево проложили временную ветку, по которой возили песок на строительство дороги. Платформы вручную нагружали каторжники, бравшие песок из карьера, который сохранился до наших дней. Жили каторжники в бараках на станции, насчитывалось их не менее 500, ежедневно они отправляли около 15 эшелонов строительного материала. Местные крестьяне сочувственно относились к каторжникам и, несмотря на строгую охрану, передавали им хлеб, молоко, мясо, тёплую одежду.

В 1911 году на станции построили железнодорожный вокзал и несколько служебных зданий, сохранившихся до наших дней. В 1996 году здание вокзала было реконструировано, а другие строения постепенно сносят из-за старости и за ненадобностью. На южной стене вокзала до его реконструкции был вмонтирован нивелирный геодезический знак с обозначением года установки и буквой «ять» в названии. К сожалению, после ремонта здания геодезический знак исчез. В 1912 году на берегу старицы Иртыша, которая образовалась после отделения от главного русла реки, возле деревни Красный Яр поставили водонасосную станцию и до станции Любинской проложили водопровод. На станции была построена высокая кирпичная водонапорная башня для заправки водой паровозов. Водонасосная станция приводилась в действие паровым двигателем, снятым с локомотива. Труба водопровода представляла из себя деревянный короб, сбитый из толстых просмоленных досок, скрученных между собой проволокой. Работники участка «Водоканала», ремонтируя современный водопровод, до сих пор находят в земле хорошо сохранившиеся участки того, деревянного водопровода. Он работал много десятков лет, пока не был заменён стальными трубами.

Траншею для водовода копали вручную сотни людей, прокладка его была сопряжена с большими трудностями, так как строителей на пути часто поджидали плывуны, постоянно затапливало грунтовыми водами, их нужно было постоянно откачивать. Но водопровод проложили, на станции выросла высокая кирпичная труба, из которой постоянно шёл дым от паровой машины, крутившей насос, тут же находился резервный запас воды.

Все эти сооружения сохранились до 21 века, а высокая кирпичная труба и водонапорная башня, видные издалека, стали как бы своеобразной визитной карточкой станции Любинской, впрочем, как и многих подобных станций. Но со времен грунт под фундаментом дымовой трубы стал проседать, вдоль кладки прошла трещина, и перед местной властью встала проблема, как убрать трубу, чтобы при неожиданном её падении не пострадали окружающие постройки и люди. Выход нашли: разобрали самую верхнюю часть трубы, и теперь она не так опасна, хотя фактически больше не нужна, сейчас она не используется.

Следующая к западу от Омска железнодорожная станция было построена в 50 километрах от Любинской. Её назвали Драгунской по имени находившейся поблизости деревни Драгунки. Крестьяне и мелкие торговцы из соседних деревень усмотрели выгоду в приходе железной дороги и стали переселяться поближе к ней. Возле станций первыми селились, как правило, люди, пришедшие работать на дорогу. К началу Первой мировой войны на станции Любинской стояли два железнодорожных барака и около 40 землянок.

Население деревни Новолюбино занималось сельским хозяйством, возле станции стали обосновываться новосёлы, прибывшие в годы войны из прифронтовой полосы. Железная дорога способствовала увеличению жителей станции и деревни.

Материал ОмскВики

Для гостей и туристов

Новости и репортажи

р.п.Любинский.
Поделиться публикацией:

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie